✍ Моя страница ВКонтакте | ✉ elib@studresearsh.ru | ☎ 89272083588 | Написать Viber | WhatsApp | Telegram

АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОНЛАЙН

помогу найти финансовую отчетность компании, составить сводные таблицы, диаграммы и описать анализ деятельности предприятия на примере

Анализ затрат предприятия

1. Анализ затрат перевозок (по перевозкам грузов)

В соответствии с данными формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» АО «АТП» себестоимость проданной продукции, товаров и услуг в 2019 году составила 64264 тыс. руб., что больше 2018 года на 21,4%. При этом следует отметить высокий рост управленческих расходов на 5,5% и прочих расходов на 61,9%.

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Для анализа затрат грузоперевозок АО «АТП» по экономическим элементам на основе данных формы № 5 составим таблицу 1.

Таблица 1
Анализ затрат АО «АТП» по экономическим элементам в 2018-2019 гг.

Элементы затрат

2018 г.

2019 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

А

1

2

3

4

Материальные затраты

21677

34,1

26793

34,0

Затраты на оплату труда

24526

38,8

27363

34,7

Отчисления на социальные                         нужды

5858

13,6

6481

8,2

Амортизация

3159

5,0

3451

4,4

Прочие затраты

8072

8,5

14710

18,7

Итого по элементам затрат

63293

100,0

78798

100,0

Структура по элементам затрат АО «АТП» несколько изменилась, поэтому следует определить динамику изменения доли каждого элемента в затратах (рис. 1 и табл. 2).

Анализ структуры затрат

Рис. 1. Динамика структуры затрат АО «АТП» по экономическим элементам в 2018-2019 гг., %

Как видно по данным рисунка 1, в 2019 году произошло снижение материальных затрат, затрат на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизации, но при этом отмечается высокий рост прочих затрат.

Таблица 2
Динамика структуры затрат АО «АТП» по экономическим элементам в 2018-2019 гг., %

Элементы затрат

2018 г.

2019 г.

Изменение структуры, +/-, %

А

1

2

3 = 2 - 1

Материальные затраты

34,1

34,0

-0,1

Затраты на оплату труда

38,8

34,7

-4,1

Отчисления на социальные                         нужды

13,6

8,2

-5,4

Амортизация

5,0

4,4

-0,6

Прочие затраты

8,5

18,7

10,2

Итого по элементам затрат

100,0

100,0

0

Так, доля материальных затрат АО «АТП» в 2019 году снизилась незначительно – на 0,1%, затраты на оплату труда снизились на 4,1%, отчисления на социальные нужды – на 5,4%, амортизация – на 0,6%. При этом прочие затраты выросли на 10,2% по сравнению с из долей в 2018 году.

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Следует так же рассмотреть абсолютно изменение затрат АО «АТП» в 2019 году, по сравнению с 2018 годом.

Таблица 3
Изменение затрат АО «АТП» по экономическим элементам в 2018-2019 гг.

Элементы затрат

2018 г.

2019 г.

Изменение, +/-, тыс. руб.

Изменение, +/-, %

А

1

2

3 = 2 - 1

4 = 2 / 1 * 100 - 100

Материальные затраты

21677

26793

5116

23,6

Затраты на оплату труда

24526

27363

2837

11,6

Отчисления на социальные                         нужды

5858

6481

623

10,6

Амортизация

3159

3451

292

9,2

Прочие затраты

8072

14710

6638

82,2

Итого по элементам затрат

63293

78798

15505

24,5

В 2019 году рост затрат составил 24,5% (15505 тыс. руб.) При этом следует отметить рост затрат на оплату труда на 11,6% (2837 тыс. руб.), отчисления на социальные нужды на 10,6% (623 тыс. руб.), амортизации на 9,2% (292 тыс. руб.), прочих затрат на 82,2% (6638 тыс. руб.).

Структура прочих расходов в 2019 году имеет следующий вид (табл. 4).


Таблица 4
Структура прочих расходов АО «АТП» в 2019 г.

Показатель

тыс. руб.

%, от итога                       прочих расходов

Услуги банка

265

18,5

Налог на землю

192

13,4

Стоимость реализованных материалов

1

0,1

Списана безнадежная дебиторская задолженность

115

8,0

Стоимость металлолома

8

0,6

Госпошлина

42

2,9

Благотворительность

26

1,8

Выплата вознаграждения женщинам к 8 Марта

11

0,8

Новогодние подарки

66

4,6

Остаточная стоимость списанных ОС

60

4,2

Выплаты к юбилейным датам работников

77

5,4

Расходы на проведение профессионального праздника

52

3,6

Выплаты за выполнение особо важных заданий

184

12,9

Металлолом

8

0,6

Компенсация на питание

0

0,0

Расходы на погребение

10

0,7

Прочая матпомощь

200

14,0

По итогам соцсоревнований

18

1,3

Прочие расходы (поздравительные адреса, себестоимость излишков материалов, за загрязнение окр. среды за прошлые периоды и др.)

96

6,7

Итого прочих расходов

1431

100,0

Следует отметить, что большую долю в прочих затратах АО «АТП» в 2019 г. занимают: услуги банка (18,5%), прочая матпомощь (14,0%), налог на землю (13,4%), выплаты за выполнение особо важных заданий (12,9%).

Таким образом, в 2019 году АО «АТП» получило затраты существенно большие, чем в 2018 году, что связано прежде всего со снижением хозяйственной активности, а также с увеличением управленческих и внереализационных расходов.

2. Анализ затрат по статьям

АО «АТП» осуществляет как пассажирские перевозки, так и грузовые перевозки, а так же предоставляет услуги спецтранспорта.

В 2018 году АО «АТП» по всем видам транспорта осуществило 17696,2 км пробега, а в 2019 году 13106,4 км.

В 2018 году средние затраты на перевозку за 1 км составили:
63293 / 17696,2 = 3,6 тыс. руб. за 1 км

В 2019 году средние затраты на перевозку за 1 км составили:
78798 / 13106,4 = 6,0 тыс. руб. за 1 км

Таким образом, затратоемкость перевозок АО «АТП» в 2019 году по сравнению с 2018 годом выросла на 40%.

Уровень затрат на 1 рубль выручки составил:

в 2018 году:
63293 / 78306 = 0,81 руб.
в 2018 году:
78798 / 63632 = 1,24 руб.,

что отражает вышеуказанную тенденцию по росту затратоемкости перевозок АО «АТП» в 2019 году.

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Рассмотрим распределение затрат по статьям затрат – видам осуществления транспортных услуг (табл. 5). Состав автотракторной техники АО «АТП» представлен в Приложении 3.

Таблица 5
Распределение затрата по видам перевозок АО «АТП» в 2018-2019 гг.

Статьи затрат

2018 г.

2019 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

А

1

2

3

4

Пассажирские перевозки

7279

11,5

9377

11,9

Грузовые перевозки

41394

65,4

55316

70,2

Предоставление дорожно-строительных услуг

7215

11,4

6461

8,2

Перевозки легковым автотранспортом

3291

5,2

3388

4,3

Предоставление услуг специальным транспортом

4114

6,5

4256

5,4

Итого по статьям затрат

63293

100,0

78798

100,0

Структура по элементам затрат АО «АТП» несколько изменилась, поэтому следует определить динамику изменения доли каждого элемента в затратах (рис. 2 и табл. 6).

Анализ структуры затрат предприятия
Рис. 2. Динамика структуры затрат АО «АТП» по статьям в 2018-2019 гг., %

Как видно по данным рисунка 2, в 2019 году в АО «АТП» произошло увеличение доли затрат по пассажирским и грузовым перевозкам.

Таблица 6
Динамика структуры затрат АО «АТП» по статьям в 2018-2019 гг., %

Элементы затрат

2018 г.

2019 г.

Изменение структуры, +/-, %

А

1

2

3 = 2 - 1

Пассажирские перевозки

11,5

11,9

0,4

Грузовые перевозки

65,4

70,2

4,8

Предоставление дорожно-строительных услуг

11,4

8,2

-3,2

Перевозки легковым автотранспортом

5,2

4,3

-0,9

Предоставление услуг специальным транспортом

6,5

5,4

-1,1

Итого по статьям затрат

100,0

100,0

0

Таким образом, по пассажирским перевозкам прирост затрат в структуре затрат составил 0,4%, по грузовым перевозкам – 4,8%, а по предоставлению дорожно-строительных услуг произошло снижение на 3,2%, по перевозкам на легковом автотранспорте – 0,9%, предоставлению услуг специальным транспортом – 1,1%.

Следует так же рассмотреть абсолютно изменение затрат АО «АТП» по статьям в 2019 году, по сравнению с 2018 годом.

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

На основе данных таблицы 7, следует отметить, что в 2019 году произошел существенный рост затрат на пассажирские (28,8%) и грузовые перевозки (33,6%), незначительно выросли затраты на перевозки легковым автотранспортом – 2,9% и по предоставлению услуг специальным транспортом – 3,5%.

Таблица 7
Изменение затрат АО «АТП» по статьям в 2018-2019 гг.

Элементы затрат

2018 г.

2019 г.

Изменение, +/-, тыс. руб.

Изменение, +/-, %

А

1

2

3 = 2 - 1

4 = 2 / 1 * 100 - 100

Пассажирские перевозки

7279

9377

2098

28,8

Грузовые перевозки

41394

55316

13922

33,6

Предоставление дорожно-строительных услуг

7215

6461

-754

-10,5

Перевозки легковым автотранспортом

3291

3388

97

2,9

Предоставление услуг специальным транспортом

4114

4256

142

3,5

Итого по статьям затрат

63293

78798

15505

24,5

Таким образом, структура затрат АО «АТП» в 2019 году несколько изменилась в сторону увеличения затрат на пассажирские и грузовые перевозки.


3. Резервы снижения затрат автотранспортного предприятия

Себестоимость перевозок составляет основу тарифов на услуги транспорта. Поэтому ее снижение обеспечивает улучшение финансового состояния АТП. Кроме того, на грузовом автотранспорте появляется возможность понижения уровня тарифов и условий для снижения себестоимости продукции других отраслей экономики и для расширения сферы их обслуживания транспортом.

Себестоимость в каждом отдельном АТП определяется условиями труда, степенью технической вооруженности, уровнем производительности труда, организацией производства и управления им, условиями снабжения и сбыта, степенью использования оборотных фондов, уровнем цен, установленных на средства производства, и т.д.

Общими путями снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров на автотранспорте являются:

1) повышение производительности труда;
2) повышение качественных показателей использования подвижного состава;
3) снижение технико-экономических норм;
4) экономия материальных и денежных ресурсов;
5) сокращение административно-хозяйственных расходов.

Рост производительности труда, улучшение технико-эксплуатационных показателей, экономия материалов являются факторами, зависящими от работы АТП.

Независящими от работы АТП, но оказывающими влияние на себестоимость перевозок являются следующие факторы: тип подвижного состава; уровень цен на топливо, запасные части и другие материалы; дорожные условия; вид перевозок (грузовые, пассажирские).

Рост производительности труда позволяет сокращать общественно необходимый труд для производства единицы продукции. За счет увеличения производительности труда представляется возможным выполнить тот же объем транспортной работы с меньшим числом водителей и других категорий работающих на АТП. Уровень производительности труда определяется производительностью труда водителей, составляющих около 60-65%, и ремонтных рабочих, на долю которых проходится около 20-25% численности работающих. Таким образом, рациональное использование этих двух категорий рабочих, составляющих 80-90% от общей численности работающих, имеет решающее значение в росте производительности труда. В этих условиях сокращение численности обслуживающего персонала и ИТР и повышение удельного веса работников, непосредственно занятых в производственном процессе, увеличивают производительность труда.

Рост производительности труда водителей тесно связан с ростом производительности подвижного состава.

На уровень производительности подвижного состава и себестоимости перевозок существенное влияние оказывают технико-эксплуатационные показатели. По характеру влияния они делятся на две группы.

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

В первую группу входят грузоподъемность автомобилей, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега. С увеличением показателей этой группы производительность подвижного состава повышается без увеличения, а часто и при снижении пробега. Поэтому себестоимость перевозок в расчете на единицу транспортной работы снижается как по группе постоянных, так и по группе переменных затрат.

Во вторую группу входят время пребывания автомобилей в наряде за сутки, время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, техническая скорость, коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска (использования) автопарка. С улучшением показателей данной группы производительность подвижного состава растет при соответствующем увеличении пробега, а значит, и переменных расходов. Сумма накладных расходов остается постоянной. Хотя переменные расходы увеличиваются, однако в целом себестоимость перевозок снижается, потому что рост производительности подвижного состава происходит в большей степени, чем общая сумма расходов.
Произведем расчеты по выявлению резервов снижения затрат АО «АТП» в 2010 году.

По первой группе факторов по техническим и эксплуатационным нормам в АО «АТП» возможно увеличение грузоподъемности на 25% при этом увеличение затрат произойдет на 9%, а также увеличение пробега каждого автомобиля в среднем на 15%, что приведет к увеличению затрат на 11%.

Таким образом, за счет увеличения грузоподъемности и пробега возможно снижение затрат на:

25 – 9 + 15 – 11 = 16 + 4 = 20%.

По второй группе возможно увеличение коэффициента технического готовности и коэффициента выпуска автопарка, что повлечет за собой увеличение технической исправности автопарка на 30%, при этом увеличение затрат составит 17%.

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Таким образом, за счет увеличения коэффициента технического готовности и коэффициента выпуска автопарка возможно снижение затрат на:

30 – 17 = 13%.

В целом за счет снижения затрат по указанным факторам возможно снижение затрат на 33% (20 + 13), что очень положительно скажется на прибыли АО «АТП». Так по показателям 2019 года снижение затрат возможно в размере 78798 х 33% = 26003 руб.

ПОИСК по сайту Анализ предприятия онлайн

© Анализ предприятия онлайн, 2009-2022
Индивидуальный предприниматель Семенов Андрей Геннадьевич
ОГРНИП 309631203300034


Положение об обработке персональных данных
Согласие на обработку персональных данных